avangard-pressa.ru

Задачи- головоломки в формировании геометрического видения дошкольников - Математика

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: "Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в среднем дошкольном возрасте головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. Для детей 4-5 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности). 1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек. 2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры. В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения. Самые простые задачи первой группы дети без труда смогут решать, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек. В начальный период обучения детей 4 лет решению простых задач на смекалку они самостоятельно, в основном практически действуя с палочками, ищут путь решения. Для развития у детей умения планировать ход мысли следует предлагать им высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Возможно несколько видов решения задач первой группы. Усвоив способ пристроения фигур при условии общности сторон, дети очень легко и быстро дают 2-3 варианта решения. Каждая фигура при этом отличается от прежней пространственным положением. Одновременно ребята осваивают способ построения заданных фигур путем деления полученной геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат - на 2 треугольника, прямоугольник - на 3 квадрата). Предлагая детям 4-5 лет более сложные задачи на перестроение фигур, следует начинать с тех, в которых для изменения фигуры надо убрать определенное количество палочек, и наиболее простых - на перекладывание палочек. Процесс решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат (какие фигуры должны получиться и сколько) и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре. От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям. Дети 5 лет могут сами придумывать элементарные задачи на смекалку (головоломки, с палочками). Для этого педагогу необходимо побеседовать с ними о том, как придумываются такие задачи, что в них задано (какая-либо фигура), какое преобразование требуется осуществить (видоизменить фигуру, уменьшить или увеличить количество квадратов, треугольников, прямоугольников). Задачи – головоломки геометрического характера целесообразно частично включать непосредственно в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений в среднем дошкольном возросте с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач, требований к поисковым действиям детей. От занятия к занятию уточняется и усложняется анализ задач, характер поиска решения, уровень проявления самостоятельности мышления, сочетание действий и рассуждений. Таким образом, для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Глава3 Экпериментальное подтверждение эффективности использования дидактических игр и упражнений для закрепления знаний о геометрических фигурах и равитие геометрического видения у детей среднего дошкольного возраста.

Констатирующий этап.

Цель

: выявить и сравнить уровень умений детей контрольной и экспериментальной групп по ориентировке в геометрических фигурах.

Задачи

: выявить у детей представления о форме предметов ( круге, овале, прямоугольники, квадратен) и некоторых их свойствах. Проверить умение составлять из 2 фигур одну большую фигуру.

В соответствии с поставленной целью была спланирована и проведена следующая работа:

1. Анализ плана учебно-воспитательной работы детьми среднего дошкольного возраста.

2. Беседа с воспитателем по вопросам исследования.

3.Проведено обследование детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы.

1. Анализ плана учебно-воспитательной работы проводился с целью определения как часто планируется и в каких формах рассматривается работа по разделу «Форма». Проведенная работа показала, что занятия по математике проводятся согласно программе 4 раза в месяц. Проблеме знакомства с геометрическими фигурами уделяется достаточное внимание в дидактических играх, индивидуальной работе, на занятие. За октябрь ,ноябрь месяц было проведено 2 занятия посвященные теме форма.

2. Беседа, проведенная воспитателем, дает возможность определить, что работа по вопросам исследования проводится, используются:

-дидактические игры такие как : составь предмет, собери бусы, лото .

-Упражнения: назови правильно, доскажи предложения, угадай геометрическую фигуру.

- рамки вкладыши.

-прием зрительно-осязательного обследования.

Практически все дети не испытывают сложности в правильном назывании геометрических фигур.

3. С целью получения наиболее объективных данных по ориентировке средних дошкольников в геометрических фигурах было проведено обследование детей экспериментальной и контрольной групп.

Экспериментальная работа по теме: «Влияние задач – головоломок , дидактических игр на развитие представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста.» проводилась в г. Симферополь в ДОУ «Сказка»

Для исследования были взяты дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Из них 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы. (Приложение 1).

Характеристика детей экспериментальной группы: в состав экспериментальной группы вошли 10 детей, из них 5 девочек и 5 мальчика. Общий математический уровень по разделу «Форма» детей разный: 4-х детей можно отнести к достаточному уровню по таким показателям: дети ориентируются в назывании геометрических фигур, могут их описать и указать характерные признаки, соотнести геометрическую фигуру с формой предметов. К среднему уровню можно отнести 3 детей по таким показателям: знают и называют геометрические фигуры, но не всегда могут соотнести их с формой предметов. К низкому уровню можно отнести 3 детей. Эти дети не всегда точно указывают название геометрических фигур, делают это с помощью воспитателя.

Характеристика детей контрольной группы: в состав контрольной группы вошли 10 детей, из них 7 девочек и 3 мальчика. Общий математический уровень по разделу «Форма» был определен по показателям экспериментальной группы: 4 ребенка - достаточный уровень, 4 ребенка - средний уровень, 2 ребенка - низкий уровень.

Дети обоих групп находятся в одинаковых условиях обучения и воспитания, а именно:

1- Учебно-воспитательная работа проводится по программе «Истоки».

2-Используются одинаковые дидактические средства обучения.

Цель эксперимента: определить значимость использования дидактических игр и упражнений в формировании представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста. Развития представлений о форме предметов у дошкольников в процессе применения задач – головоломок.

Задача:

1.Выявить уровень развития предстовлений о форме предметов у детей среднего дошкольного возроста.

2. Провести обследование детей по определению знаний по разделу «форма».

3.Выявить динамику уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп.

Материал: набор из геометрических фигур разного цвета (красношо, желтого, зеленого, синего )

Результаты обследования можно проследить в графиках и таблицах.(Приложение 2-3).

Качественный анализ результатов обследования следующий.

Для детей экспериментальной группы выполнение заданий вызвали некоторые трудности. Дети дали % правильных ответов от общего количества вопросов, иными словами испытуемые данной группы справлялись с заданиями примерно на одном (среднем) уровне. Самыми легкими для детей экспериментальной группы оказались ответы на задания: «Покажи все маленькие(большие) фигуры?», «Внимательно посмотри на рисунок и определи геометрические фигур он состоит», «Назови фигуры которые ты видешьо», «Найди и покажи квадрат», «Сделай рисунок из геометрических фигур» , «Покажи треугольник , круг , овал , квадрат.»

С моей точки зрения, указанные задания не вызвали у детей затруднений, т.к. воспитатели часто обращаются к выполнению данных заданий на математических занятиях а так же в режимных моментах.

Тяжелыми оказались следующие задания: «Назови на какие геометрические фигуры похожи(книга,тарелка, косынка)», «Покажи прямоугольник покажи его вершины, углы, стороны.», «Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка», «Покажи круг , овал. Назови их отличия».

Правильно справились с большинством заданий: Настя Л. , она дала 8 правильных ответов, что составляет 80% от количества заданий диагностируемой методики и Юра М., правильно выполнил 7 из 10 заданий (70%).

Наибольшие затруднения выполнения заданий вызвали у Влад П., 4 верных ответа из 10 (40%) и Эмир Б., 3 верных ответа (30%).

Результаты испытуемых контрольной группы не значительно выше, чем в экспериментальной группе. Мы получили % верных ответов от общего числа заданий. В отличие от экспериментальной группы у этих детей выявились значительные индивидуальные различия в результативности выполнения заданий.

Самыми легкими для детей данной группы оказались задания: «Покажи все маленькие (большие) фигуры.», «Внимательно посмотри на рисунок и определи из каких геометрических фигур он состоит», «Назови какие геометрические фигуры похоже на книгу, тарелку,косынку.», «Найди и покажи квадрат», «Назови фигуры которые ты видешь перед собой», «Сделай рисунок из геометрических фигур», «Покажи треугольник, круг ,овал, квадрат»

Максимальные затруднения у детей контрольной группы вызвали вопросы:, «Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата», « Покажи прямоугольник . Покажи его вершины,углы, стороны» , «Покажи круг,овал . Назови ихз отличия» Здесь, было примечательным то, что и в экспериментальной, и в контрольной группах самыми трудными оказались эти 3 вопроса.

Правильно справились с большинством заданий в контрольной группе: Тимур Д. ., он дал 10 правильных ответов, что составляет 100% от количества заданий диагностируемой методики; Настя К. 9 правильных ответов(90%).

Наибольшие затруднения выполнения заданий вызвали у Ильи К.. – 3 верных ответов из 10 (30%) и Алена Е.- 5 верных ответов(50%).

Распределение детей по уровням представлений о форме предметов по результатам данной методики можно увидеть в приложение 3

Вывод: результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей в обеих группах находятся надостаточном и среднем уровнях представлений о форме предметов. Количество детей с достаточном уровнем в контрольной группе составляет 4 человека, в экспериментальной столько же. На низком уровне в контрольной группе меньше на одного испытуемого, чем в экспериментальной группе.

Заключение

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях, в режимных моментах.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Возраст от 4 до 5 лет ведущая роль игра поэтому важно использовать ее для изучения и закрепления детьми новых знаний.. В этот период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому целесообразно учить ребенка логически думать и справляться с поставленными задачами. . Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир геометрических фигур.

Так что на мой взгляд использование дидактических игр и задач –головоломок на занятиях а так же в различных ситуациях режимных моментов это эффективный способо обучению и закрепление детьми знаний о геометрических фигурах , о формах предмета.

Литература

1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма , цвет, звук. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возроста.-М.:Просвещение,1991.-207с.

3. Бондаренко АК.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991.-160 с.

4. Бочкачера Я.О проблемах дидактической игры// Дошкольное воспитание.-1987.-№7.

5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение,!998.-144 с.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера.-М.:Просвещение,1978.
7. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.-М.:Просвещение,1986.-41ё5 с.

8. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.-М.:просвещение,1992.-191 с.

9. Карпов Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения .-Ярославль: Академия развития,1997.

10. Козлов С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика._М.:Академия,2001.-416 с.

11. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет я считаю до двадцати.- М.: Творческий центр «Сфера»,-2002.

12. Математикак от трех до семи. Авт.-сост. З.А.Михайлова.-СПБ.:Детство-пресс,1999.-176 с.

13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М.:Просвещение,1982.-128 с.

14.Новоселова С.О новой классификации детских игр. Дошкольное воспитание.-1997.-№3.

15.СайМ.К., Удальцева Е.И. Математика в детском саду.- Минск: Народная асвета,1990.

16. Смоленская А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.- М.:Просвещение,1993.-95 с.

17. Сорокина А.и. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1982.-96 с.

18. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитание и обучение дошкольников.- Минск: Народная освита,197.

Приложение 1

Список детей экспериментальной группы

1.Литвинюк Настя

2.Моисеенко Соня

3.Федиер Таня

4.Мищек Юра

5.Шульга Дарья

6.Ярошенко Егор

7.Бовбенков Эмир

8.Курило Артем

9.Матвеева Кира

10.Пищеров Влад

Список детей контрольной группы

1.Асанова Мавиле

2.Бонарь Соня

3.Вахменин Соня

4.Галайчук Нелли

5.Давранов Тимур

6.Дмиденко Семен

7.Епик Алена

8.Казаков Илья

9.Колесникова Настя

10.Носонова Лиза

Приложение 2

Приложение 3

Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням представлений о форме предметов по результатам констатирующего эксперимента.